В возрасте 94 лет скончался Шарль Азнавур — один из главных французских певцов, автор более тысячи песен, актёр, снимавшийся у Кокто, Трюффо, Шаброля, Клера, Лелуша и многих других. Зинаинда Пронченко
вспоминает артиста.
Полное собрание «сочинений» Шарля Азнавура, изданное в 1996 году, весит 8 килограммов, состоит из 33 дисков и оформлено в виде тумбы Морриса, неотъемлемой части парижского пейзажа, с которой Азнавур десятилетиями поглядывал на прохожих, приглашая на концерты то в «Альгамбру», то в «Олимпию». Фильмография самого известного в мире шансонье немногим скромнее — 63 картины. От детских ролей, даже не обозначенных в титрах, как, например, в приключенческой драме «Исчезнувшие из Сент-Ажиля» Кристиана Жака 1938 года с великими Мишелем Симоном и Эриком фон Штрогеймом, до главной, режиссёра Эдуарда Сарояна, мечтающего снять фильм о геноциде армян, в острополитическом «Арарате» Атома Эгояна 2002 года.
Кадр из фильма «Арарат», 2002
Эдуард Сароян — так звали и героя Азнавура в произведении, наиважнейшем для его карьеры, не только кинематографической, но и музыкальной: «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо. Азнавур часто объяснял в интервью, что согласился на предложение сыграть джазового пианиста, этнического армянина, выступающего тем не менее под типичным для эпохи развитой ксенофобии псевдонимом Шарли Колер, не из правозащитных соображений, а потому что сценарий был превосходный. Как говорил Жан Габен, хорошему фильму требуются три составляющих: история, история и ещё раз история. С Трюффо они познакомились в кабаре «Золотая лошадь», месте встреч богемы тех дней, по воспоминаниям, за столом присутствовали ещё Жан-Клод Каррер, Пьер Этэ и Жак Одиберти. Оба страшно стеснялись и в основном молчали, пока не выяснилось, что Трюффо — большой поклонник Жоржа Франжю, в игровом дебюте которого о негуманных методах современной психиатрии, «Головой об стену», Азнавур сыграл эпилептика Эртувена.
Кадр из фильма «Стреляйте в пианиста», 1960
«Стреляйте в пианиста» моментально стал визитной карточкой певца, особенно знаменитая сцена на двоих с Боби Лапуантом, исполняющим «Framboise», как будто срежиcсированная самим Альбером Камю. Первый в истории случай, когда слова песни настолько сложны и двусмысленны, что зрителю необходимы субтитры: Азнавур с отсутствующим видом за инструментом, Лапуант развлекает танцующую толпу, и каждый в зале — чужой, себе и другим.
В последовавшем сразу после выхода картины американском турне Азнавура за океаном встречали уже как Сарояна, виртуозного джазового пианиста, во время концерта в Карнеги-холл публика просила сыграть песни из фильма, а не сентиментальный автобиографический репертуар. Благодаря «Стреляйте в пианиста» Азнавур попал и в Голливуд, в 1968 году он принимает участие в «Кэнди» наравне с Марлоном Брандо, Ричардом Бартоном, Джоном Хьюстоном, Анитой Палленберг и даже Ринго Старром. А в 1970-х годах он снимется в нескольких международных копродакшенах у Льюиса Гилберта и Дугласа Хикокса: в «Искателях приключений» и в «Небесных ездоках». Но лучшие роли ему будут предлагать всё же на родине, во Франции. Каждое появление Азнавура на экране, будь то у Шаброля в «Призраках шляпника», у Клода Лелуша в «Да здравствует жизнь» или, наконец, в «Париже в августе» Пьера Гранье-Деферра — всегда очень точное попадание в образ человека своего времени, фрустрированного горожанина, в чём-то даже нелепого, лирического персонажа, который не боится показать свою уязвимость. А были ведь ещё и небольшие, но яркие роли у Кокто в «Завещании Орфея», у Дени де Ла Пательера в написанной Мишелем Одийяром военной драме «Такси в Тобрук» или у Фолькера Шлёндорфа в «Жестяном барабане».
Шарль Азнавур и Жан-Поль Бельмондо. Это последнее прижизненное фото Азнавура, опубликованное им в Instagram*.
В прошлом году Шарль Азнавур получил именную звезду под номером 2618 на голливудской Аллее славы, дома во Франции, однако, он был всегда номер первый. Сверстник, страшно подумать, Ива Монтана, Жака Бреля и Жоржа Брассанса, он последним из великого поколения покинул этот мир. Теперь нам будет совсем одиноко.
*Instagram запрещён на территории РФ