В конце 1950-х был издан скандальный роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Тогда же произведением заинтересовался Стэнли Кубрик и пожелал перенести эпопею о жизни русской интеллигенции в начале XX столетия на большой экран. Для работы над потенциальной экранизацией он объединился с Кирком Дугласом, намеревавшимся спродюсировать проект и, возможно, исполнить в нём главную роль.
О задумке режиссёра стало известно из письма, которое обнаружил историк кино Джеймс Фенвик в архивах Лондонского университета искусств. Оказывается, в 1959 году Кубрик лично написал Пастернаку, предупредив, что его представители пытаются приобрести права на книгу, однако переговоры с издательством-правообладателем зашли в тупик.
Съёмочную площадку Кубрик планировал развернуть в Советском Союзе. О том, почему кинематографист желал адаптировать какое-либо эпическое произведение, говорится в его записной книжкой образца начала 1950-х: «Тот самый момент абсолютного успеха режиссёра наступает тогда, когда ему позволяют снять кино по великому литературному роману объёмом более 600 страниц, который он не слишком понимает и который всё равно невозможно снять должным образом из-за сложности сюжета и неуловимости его формы или содержания».
По итогу Кубрик не смог получить права на произведение. Зато немногим позднее они оказались на столе у Дэвида Лина, впоследствии снявшего одноимённого «Доктора Живаго» с Омаром Шарифом в главной роли. Картина вышла под знаменем студии MGM в 1965 году и получила 5 премий «Оскар», в том числе за лучший адаптированный сценарий.
Фото: GQ