Исчезновение ребёнка или взрослого часто становится спусковым крючком для развития детективной истории. Но не только. Пропажа — всегда трагедия, и не всегда со счастливым концом. Максим Ершов собрал 7 современных фильмов, в которых всё начинается с исчезновения одного из героев, но продолжения у них разные.
«История Элли», реж. Асгар Фархади, 2009
Бывшие однокурсники (все они учились на юристов) с семьями и детьми отправляются на трёхдневный отдых в домик на берегу Каспийского моря. Девушка Сепиде (Голшифте Фарахани) приглашает с собой воспитательницу своей дочери в детском саду по имени Элли (Таране Алидости). Её Сепиде хочет познакомить с приехавшим на несколько дней из Германии Ахмедом (Шахаб Хоссейни). Один из детей едва не тонет в море, взрослым чудом удаётся его спасти, но в этот момент куда-то исчезает Элли. Друзья так и не могут понять, утонула ли она, пытаясь вытащить мальчика из воды, или уехала, никому ничего не сказав. А ведь скоро в дело вмешается полиция.
Впервые на один из трёх (Канны, Венеция и Берлин) больших европейских фестивалей иранец Асгар Фархади попал с тревожным триллером «История Элли». Картина принесла ему приз за лучшую режиссуру Берлинале. Фархади тщательно фиксирует отдых шумной и весёлой компании. Ничто не предвещает беды. Сама Элли до поры до времени остаётся загадкой. Когда же она пропадает, друзья реагируют на её исчезновение по-разному, исходя из собственного опыта, детских травм и мировоззрения. Неприятный инцидент с практически незнакомой девушкой становится лакмусовой бумажкой, показывающей истинные чувства и мысли главных персонажей. Кроме того, сильна и детективная составляющая — а что на самом деле случилось с Элли, где она? В фильме и появление в компании новой героини, и её исчезновение раскрывают внутренний мир тех, кто вроде бы знает друг друга очень давно. Критическая ситуация становится серьёзной проверкой многолетней дружбы.
«Пленницы», реж. Дени Вильнёв, 2013
Семья Доверов приходит праздновать День благодарения к соседям Бёрчам. Младшие дочери играют перед домом, но, когда все садятся за стол, выясняется, что девочки бесследно исчезли. Старшие дети говорят, что на улице неподалёку был припаркован фургон. Его водитель мог быть причастен к похищению девочек. Полиция во главе с детективом Локи (Джейк Джилленхол) быстро выходит на умственно отсталого Алекса (Пол Дано). Молодой человек ничего не может рассказать о судьбе пропавших детей, но слетевший с катушек отец Келлер Довер (Хью Джекман) решает взять расследование в свои руки, похищает Алекса и пытает его. Тем временем у детектива Локи появляется другой подозреваемый.
«Пленницы» — первый фильм Дени Вильнёва в Голливуде, и сразу же со звёздным актёрским составом. И Джилленхол, и Джекман исполнили здесь, возможно, лучшие роли в карьере. Второй и вовсе предстаёт в непривычном амплуа человека, которого переполняют гнев и раздражение на весь белый свет. Это классический и отличный триллер, в котором исчезновение детей даёт старт расследованию, а также даёт основу для психологической драмы как родителей девочек, так и ведущего детектива. При хронометраже в два с половиной часа Вильнёв прекрасно держит зрителей в напряжении, а предсказать, чем же закончится этот атмосферный триллер, не так-то просто. Активно помогают режиссёру и виртуозная операторская работа Роджера Дикинса, и тревожный саундтрек Йохана Йоханссона.
«Мутон», реж. Жиль Деру, Марианна Пистоне, 2013
Орельена, 17-летнего паренька, который трудится в ресторанчике в прибрежном нормандском городке, все коллеги и знакомые называют Мутоном. Он ведёт простую, но вполне счастливую жизнь: с утра работает, по вечерам встречается с компанией друзей или девушкой, любит тяжёлый рок, а праздники справляет вместе со всеми местными жителями у моря. Внезапно во время очередного торжества к нему подбегает незнакомец и отрубает бензопилой руку. Мутон уезжает в другой город, а центральными героями фильмами становятся его друзья. Их жизнь не изменилась и течёт своим чередом, нет в ней только одного человека.
Снятый на 16-миллиметровую плёнку дебют Жиля Деру и Марианны Пистоне участвовал в фестивале в Локарно. На нём картина удостоилась приза за лучший дебют и лучшую режиссуру в конкурсной программе «Режиссёры настоящего». Интересно, что до сих пор Деру и Пистоне так и не сняли второго фильма. «Мутон» остаётся их единственной работой. Это наименее известная картина в нашем списке и самая авангардная. Фильм строго разделён на две части, и во второй половине Мутона нет на экране. Но реакция других на его отсутствие говорит о герое не меньше, чем его присутствие. Исчезновение Мутона — необычный и радикальный режиссёрский ход, который позволяет сместить зрительское внимание от центрального персонажа к вроде бы второстепенным, поменять их местами. Это редкий случай, когда в пропаже главного героя нет никакой загадки.
«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер, 2014
Со стороны Ник (Бен Аффлек) и Эми (Розамунд Пайк) кажутся идеальной парой: молодые, красивые, успешные. В пятую годовщину свадьбы девушка бесследно исчезает. Непонятно, то ли она сама сбежала, то ли её похитили, то ли убили, а труп пока не нашли. Подозрение полиции, что логично в подобных случаях, сразу же падает на Ника. Муж не очень-то расстроен из-за исчезновения жены и, кажется, без зазрения совести изменяет ей. Дальше лучше ничего не рассказывать, чтобы не портить удовольствия тем, кто не видел фильма Дэвида Финчера.
Картина снята по одноимённому роману-бестселлеру Гиллиан Флинн. Даже неловко лишний раз говорить о том, насколько Финчер прекрасно чувствует себя в жанре триллера. Он с удовольствием обманывает ожидания аудитории. Но «Исчезнувшая» — не просто формалистское упражнение мастера, который раз в несколько лет должен доказывать, что не потерял навыков. Нет, фильм впечатляет глубоким анализом кризиса современной семьи. Финчер переворачивает все штампы о счастливом браке и показывает всю его двойственность. И Ник, и Эми оказываются одновременно и злодеями, и жертвами, и преступниками, и активно действующими героями. И никакой фантастики в этом нет. В мрачном мире Финчера, как обычно, находится место беспощадному сарказму и чёрному юмору. Сегодня он один из немногих, кто умеет говорить с широкой аудиторией об актуальных проблемах на языке вроде бы жанрового кино.
«Белая птица в метели», реж. Грегг Араки, 2014
1988 год. Кэт Коннорс (Шейлин Вудли) 17 лет, и её мать Ив (Ева Грин) исчезает. Девушка-подросток не очень-то переживает, потому что отношения с мамой были сложные, женщина больше думала о себе, чем о дочери. Ив быстро разочаровалась в муже (Кристофер Мелони) и не была счастлива в браке. Полиция так и не выяснила, что же произошло с матерью Кэт. Проходит три года, девушка учится в университете, а на каникулы возвращается домой. На неё накатывают воспоминания о матери, Ив даже приходит к дочери во снах. Кэт понимает, что должна выяснить, куда пропала мать, ведь в глубине души эта психологическая травма не даёт ей покоя.
После успешных фильмов в девяностых и нулевых («Поколение игры Doom», «Загадочная кожа» и «Нигде») в последние годы незаурядный американский автор Грегг Араки слегка вышел из моды. Теперь он всё чаще реализует себя в сериалах. Он снимал отдельные эпизоды проектов «13 причин почему», «Американского преступления» и «Ривердэйла», а также все серии «А теперь — апокалипсис». «Белая птица в метели» доказывает, что Араки по-прежнему в хорошей форме и всё так же умеет снимать странные и притягательные картины с неочевидной развязкой. Режиссёр необычно скрещивает психологическую драму и триллер, то совершенно забывая о судьбе матери, то уходя далеко в прошлое, то развивая романтические линии взрослеющей Кэт. Есть в этом сочетании эпизодов из мыльных опер и загадочного преступления что-то от «Твин Пикс» Дэвида Линча.
«Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев, 2018
Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) переживают мучительный развод. У каждого из супругов уже есть новые вторые половинки. Теперь дома муж и жена только ругаются и обмениваются «комплиментами». Всю эту ругань прекрасно слышит их сын-школьник Алёша (Матвей Новиков). Про него родители словно бы и забыли. В первую очередь они думают о себе, а ребёнок никому и не нужен. А потом он пропадает, Женя и Борис на время отставляют все ссоры в сторону и бросаются на поиски сына.
На Каннском фестивале 2017 года глубокая, страшная и многослойная драма Андрея Звягинцева удостоилась приза жюри. Затем последовали номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В «Нелюбви» исчезновение ребёнка показывает деградацию и отсутствие моральных ориентиров не только отдельно взятой семьи, но и всего современного российского общества. У общества, в котором пропадают дети, будущего нет. Метафора прямолинейная, но очень точная и бьющая наотмашь. Звягинцев реалистично показывает поиски Алёши. Родителям в этом деле помогают волонтёры из поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». Параллельно Борис и Женя строят новые семьи, ничуть не учась на ошибках прошлого и продолжая воспроизводить нелюбовь. Кажется, эти люди уже неспособны к настоящим чувствам, а могут только имитировать их на коротком промежутке времени. Немногие российские фильмы XXI века не боятся говорить об окружающей нас реальности. «Нелюбовь» — про здесь и сейчас.
«Поиск», реж. Аниш Чаганти, 2018
Отец-одиночка Дэвид Ким (Джон Чо) после смерти жены несколько потерял связь с дочерью-подростком Марго (Мишель Ла). Мужчина слишком погружён в собственное горе. Марго учится в колледже, а с отцом общается по телефону иногда прибегая и к видеозвонкам. Девушке очень хочется поговорить о матери, разделить боль, но папа упорно делает вид, что ничего не произошло. А однажды Марго пропадает: её не видели несколько дней ни на парах, ни дома, ни на уроках игры на фортепиано. Полиция старается, но традиционно ничем не может помочь отцу. Тогда Дэвид начинает собственное расследование.
«Поиск» — продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, главного идеолога и популяризатора жанра скринлайф (всё действие фильма развивается на экранах различных гаджетов: от мобильного телефона и камер наблюдения до планшета и ноутбука). Режиссёрский дебют Аниша Чаганти стал большой удачей в прокате: при бюджете менее 1 млн долларов картина собрала в мире более 75 млн долларов. От скринлайф-детектива можно ожидать холодности и просчитанности, но фильм полон эмоций и позволяет зрителю попасть в центр событий. Стоит отметить и складный сценарий, и отличную актёрскую работу Джона Чо, которому редко выпадают большие и интересные роли. В «Поиске» на его плечах держится добрая половина интригующей детективной истории.