Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса, что не спасло его от разгрома в прессе. На сегодня это один из самых обруганных фильмов фестиваля, но у Дениса Виленкина снова (как и в случае с «Суспирией») другое мнение. Вот и оно.
Красивый помятый мужчина заглядывает в бар странных порядков. Травести-шоу в самом разгаре, на сцену неожиданно выходит посудомойка с лицом Леди Гаги и начинает петь Champs Elysées. Едва она откроет рот, герой Брэдли Купера поймёт: надо брать. Он — Джексон Мэйн, кантри-музыкант и немного продюсер. И с его помощью девчонка из подсобки по имени Элли начнёт путь к статуэтке «Грэмми». Сам Мэйн — в какую-то противоположную сторону.
После того как красивый женский силуэт проходит сквозь большие красные буквы начальных титров, иллюзия идеальной жизни восходящей звезды рушится. «Звезда родилась» — это кино не про мечты и даже не про иллюзии, которыми они бликуют. Это не мюзикл в привычном понимании, скорее дань жанру и попытка его переосмысления, зафиксированная Мэттью Либатиком, постоянным оператором Даррена Аронофски. Склонившиеся к микрофонам головы в ореоле света образуют сердце. Пыль, струящаяся в концертных софитах — прекрасное и удивительно свежее обрамление для классической голливудской истории, повторяющей экранные постулаты 50-х годов.
И тем не менее дебют Брэдли Купера — это не огранка, а напротив — необработанный алмаз, который нельзя вставить в кольцо, но можно просто восхищаться его формой. «Звезда родилась» — кино о боли, об эгоизме теряющего популярность героя. «Звезда родилась» — своего рода сигнал, который принимает Купер, впервые увидев Элли. И он начинает свой ритуальный уход, постепенно превращаясь в посмешище и пародию на рок-звезду. Бутылка не исчезает из руки, появляются мысли о суициде. Он полюбил Элли, но не смог смириться с её успехом.
А ведь Элли посвящала ему победу на «Грэмми», хотела быть с ним, хоть и не предъявляла ежеминутных доказательств своей преданности и не посвящала песен. У них всё началось с ночи на заправке, озвученных желаний, прогулки по супермаркету, а закончилось трагедией. Он стал ненужным, она его не вытащила. Бутылка оказалась крепче.
Леди Гагу специфическая внешность сделала королевой поп-музыки и предводительницей всех непохожих. Улыбка Брэдли Купера сделала его суперзвездой. Вот они вместе. Режиссёр Купер прекрасно понимает, каков темп существования артиста, и без стеснения несётся по главам жизни своих героев. Можно усмотреть в этом драматургическую неразбериху, картонность характеров, а можно — примечательный концепт. Никаких деталей. Только лишь лица и голоса, проносящиеся мимо со скоростью падающей с неба звезды.