Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в прошлом году на фестивале «Окно в Европу». Тимур Алиев пишет про драмеди нового времени и значимость кинолент этого жанра для индустрии.
Блеск и нищета «российской комедии»
Российская комедия — как много у русского зрителя сомнений возникает, когда он слышит эти слова. В 2020 году мы всё чаще отодвигаем за невидимую ширму всё советское (да простят нас Гайдай и Данелия). Посему, произнося вслух «российская комедия», обычно вспоминают творения Жоры Крыжовникова. И это в лучшем случае; недаром десятки сценаристов, представляя свои проекты на всевозможных питчингах, уже многие годы называют «Горько!» среди основных референсов. Пожалуй, две фамилии, ассоциирующиеся с российскими комедиями, за которые, как говорят в народе, «не стыдно», звучат реже остальных: Роман Каримов и Евгений Шелякин. Есть в этом некоторая вселенская несправедливость, которую легко вынести за скобки, напомнив, что кино — «самое дорогое из искусств», а прокат — это для многих в первую очередь бизнес, а не «дело для души». Каримов, режиссёр вневременного хита «Неадекватные люди», который и спустя десять лет, пожалуй, лучше всех препарирует дисфункциональные отношения между мужчиной и женщиной, готовит сиквел этой истории. Режиссёр Шелякин же, доказавший шесть лет назад в дебюте «Ч/Б», что можно остро шутить и на тему межнационального конфликта, в последние годы пытается рассказывать о возрастных представителях нашего общества, которые нуждаются в социальной коммуникации гораздо больше остальных.
«В поисках себя найдёшь счастье»
Главный герой его последней работы «Хэппи-энд» (некогда «Сенафон» и «Как новый»; названия лента меняла несколько раз со времён премьеры в Выборге) — одинокий, потерянный старик, очнувшийся на пляже в Таиланде без денег, документов и памяти. Играет его Михаил Гомиашвили — грузинский актёр, отметившийся ролями в «Заложниках» Резо Гигинеишвили и политической сатире Мохсена Махмальбафа «Президент». Пытаясь разобраться, кто есть кто и как выпутаться из текущих обстоятельств, персонаж Гомиашвили оказывается в полицейском участке. Вместо тюрьмы герою предлагают общественные работы в местном отеле, владелицей которого оказывается россиянка Ирина (Евгения Дмитриева). Герой соглашается; так начинается его персональное путешествие в глубины собственного Я, на фоне которого неожиданно появляется сын старика (Владимир Мишуков), искавший его уже некоторое время. «В поисках себя найдёшь счастье», — гласит слоган «Хэппи-энда», удивительно точно характеризуя сюжет этой комедии с элементами драмы. Шелякин продолжает линию, начатую им в предыдущей картине «Вечная жизнь Александра Христофорова». Как и в случае героя Алексея Гуськова, режиссёра интересует самоидентификация героя 60+, так редко появляющегося в российском кино в главных ролях. Как правило, таких персонажей можно встретить в виде мудрых старцев, дающих наставление, или не вполне адекватных, выживших из ума родственников, мучающих всех остальных. В «Хэппи-энде» же герой Гомиашвили проходит своего рода трансцендентный опыт перерождения.
Фильм-сокровище
При этом «чистой» комедией новую работу Шелякина назвать нельзя. От сражений с местной мафией до задушевных разговоров с неожиданно появляющимся сыном, от накала страстей с Ириной до печальных флешбэков, раскрывающих отношения персонажа с погибшей женой, — где бы ни появлялся наш герой, юмористические зарисовки идут нога в ногу с драматическим подтекстом, расшифровать который получается далеко не сразу. Одна из важнейших тем, которую раскрывает Шелякин в «Хэппи-энде», — невозможность уничтожить связь с родными людьми. Как бы ни казалось большую часть ленты, что персонаж Гомиашвили хочет разрушить семейные узы, довольно быстро режиссёр напоминает нам прописную истину — что бы ни происходило, родной человек останется родным. Хочется верить, что фильмы вроде «Хэппи-энда» не останутся на обочине как кинопроката, только-только выходящего из коронавирусной спячки, так и истории российского кино, имеющей свойство терять подобные сокровища в бурном «океане» фестивальных и коммерческих релизов.
Кому смотреть: поклонникам драмеди и фильмов «Карп отмороженный», «Ван Гоги», «Жили-были»
Кому смотреть не стоит: тем, кто ищет всего лишь фильм для релаксации, чтобы отвлечься от житейских забот