На Netflix вышла одноимённая экранизация повести Стивена Кинга «Телефон мистера Харригана» с Джейденом Мартеллом и Дональдом Сазерлендом в главных ролях. Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о необычной дружбе, одиночестве и принятии смерти.
2003 год, городок Харлоу, штат Мэн. Мальчик Крэйг (Колин О’Брайен) читает в церкви Евангелие и привлекает внимание самого богатого человека окрестностей — мистера Харригана (Дональд Сазерленд). Глаза у старика уже не те, а потому он просит Крэйга приходить в гости три раза в неделю и читать классические книги вслух. Минует пять лет. Подросток (Джейден Мартелл) уже учится в старших классах, но верно навещает мистера Харригана в особняке миллионера. На рынок выходит первый iPhone. Крэйг обзаводится смартфоном и дарит пожилому любителю книг модный гаджет. Мобильный заменяет старику газеты, звонить брокерам и узнавать стоимость акций различных компаний тоже не нужно, мистер Харриган погружается в цифровой мир. Когда миллионер умирает, Крэйг по необъяснимой причине кладёт в карман усопшего iPhone. И вскоре подростку начинают приходить сообщения и звонки с номера мистера Харригана, а на город обрушивается череда необъяснимых смертей.
Количество экранизаций Стивена Кинга как в многосерийном, так и в полнометражном формате давно перевалило за 50. Кончились популярные романы? Есть малоизвестные повести и рассказы. В эпоху стримингов в один год выходит несколько фильмов по книгам Кинга. Ранее на Netflix выходили «Игра Джералда», «Высокая зелёная трава» и «1922». И пусть не все экранизации получаются удачными, громкое имя продолжает привлекать внимание. К тому же было бы неправильно сводить творчество американского писателя лишь к ужасам: Кинг — автор разносторонний. «Телефон мистера Харригана» — тому доказательство.
Крэйг рано лишился матери, и воспитывает его так и не оправившийся от горя отец (Джо Типпетт). Мальчик не ходит на могилу умершей, боясь, что смерть близкого человека станет неотвратимой реальностью. Непроработанная детская травма не отпускает Крэйга и в подростковом возрасте. Отношения с отцом нельзя назвать плохими или натянутыми, но каждый погружён в свои мысли, теплоты и единения нет. Одиночество мальчика нарушает литературный клуб на двоих, мистер Харриган становится ближайшим другом Крэйга. Вторая смерть в жизни подростка ещё травматичнее первой. Мобильник становится связующим звеном между двумя мирами, последней ниточкой.
«Телефон мистера Харригана» близко к тексту экранизировал Джон Ли Хэнкок («Невидимая сторона», «Спасти мистера Бэнкса» и «Основатель») — не хватающий звёзд с неба режиссёр без авторского почерка, но прекрасно умеющий снимать духоподъёмные нежные истории. Картина, сделанная для Netflix, лишь во второй половине обрастает паранормальными чертами. И то любые странности можно списать на богатое воображение впечатлительного Крэйга, который мечтает стать то ли писателем, то ли сценаристом. Как и в оригинале, в фильме рассказ ведётся от первого лица — приём драматургически простенький, но в данном случае позволяющий смотреть на события фильма глазами печального подростка.
Один из многочисленных страхов Кинга (а с ними он борется посредством книг) — технофобия. Боязнь прогресса и слишком быстро развивающегося информационного мира уже находила отражение в не самом удачном хорроре «Мобильник». Приверженцем консерватизма и печатных средств получения знаний в фильме Хэнкока предсказуемо выступает пожилой мистер Харриган. К смартфону он относится с восхищением, но и с опаской. Новая реальность пугает, привычные законы нарушаются, уютный понятный мирок грозит исчезнуть навсегда. Харриган делится опасениями в отношении технического прогресса с Крэйгом и зрителями. Трудно не разглядеть за старческим брюзжанием персонажа тревоги Кинга. Действие книги и фильма развивается в нулевых, так что в 2022-м подобные предупреждающие человечество речи выглядят припозднившимися и старомодными.
Пусть «Телефон мистера Харригана» говорит о болях вчерашнего дня, это всё равно качественное зрительское кино, осеннее и размеренное. В обаятельности фильма в первую очередь виноваты звезда дилогии «Оно» и сериала «Защищая Джейкоба» Джейден Мартелл и редко нынче появляющийся на экране опытный Дональд Сазерленд.
«Телефон мистера Харригана» стоит воспринимать как меланхоличную ностальгическую историю взросления. Любители конвенциональных хорроров будут разочарованы. От фильмов ужасов у картины Хэнкока разве что серая палитра, классический для произведений Кинга сеттинг маленького чудного городка в Новой Англии и трагические смерти. Фильм едва ли когда-либо войдёт в топ лучших экранизаций произведений Короля ужасов, но уверенно встраивается в ряд умиротворяющих картин в духе «Останься со мной». Для беспокойных времён не самый плохой вариант на вечер.